Новости
26.02.2024

РСТ: российские операторы ежегодно отправляют в круизы 400 тысяч туристов

Проблемы развития круизного туризма и будущее круизных направлений эксперты обсудили на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ), посвященной транспортной сфере. Сессия прошла 21 февраля на площадке Госдумы РФ под председательством члена комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алексея Волоцкова. В ней участвовали представители органов законодательной и исполнительной власти, судоходных и авиакомпаний, железнодорожных перевозчиков, турбизнеса.

«Российские круизные суда перевозят ежегодно около 400 тыс. человек. Возможно, это кажется не слишком впечатляющим по сравнению, например, с объемами в авиации. Но в пересчете на туродни это уже 2,5 млн. Более того, наши круизы соединяют 26 субъектов РФ, в них задействованы около 50 крупных исторических городов, и это только в европейской части страны. Мы также уже работаем на сибирских реках. К Лене в последние годы добавились Енисей, Обь и Иртыш», - сообщила заместитель генерального директора компании «Мостурфлот», член комиссии РСТ по круизам Светлана Гончарова.

Одна из главных проблем развития круизного туризма, по ее словам – это старение флота. Из 250 теплоходов, построенных в советское время, списаны и утилизированы более 100, в рабочем состоянии находятся около 110. В прошлом году вышло на реки порядка 100 теплоходов в общей сложности на 23 тысячи пассажиров.

«С 2012 по 2023 год было построено и введено в эксплуатацию пять новых круизных теплоходов. В 2024-2026 годах планируется выход еще пяти. Было введено в строй примерно 850 пассажирских мест, в ближайшие годы выйдет еще более тысячи. Мы прогнозируем выбытие флота и, помимо строительства новых теплоходов, нужны меры поддержки модернизации действующего флота», - подчеркнула Светлана Гончарова.

Она добавила, что компании пытаются модернизировать флот, но при нынешней ключевой ставке расходы получаются слишком высокими.

По словам совладельца компании «ВолгаWolga» Вадима Яхнина, в российском флоте 50 работающих теплоходов достигли возраста 40 лет, еще 40 - 60-65. Если строить нынешними темпами, флот обновится не раньше, чем через 20 лет, поэтому имеющиеся теплоходы надо поддерживать «на плаву».

«Стоимость модернизации по отношению к затратам на строительство нового флота – 1:10. Новые суда оказываются дорогими, очень немногие туристы в нашей стране могут платить по 15-20 тысяч рублей в день за каюту. Если мы хотим к 2030 году удвоить круизный поток, как это предусмотрено концепцией развития круизного туризма, нам надо не только строить быстрее, серийно, но и принять программу модернизации, чтобы действующие суда могли продержаться еще лет 15-20», - сказал он.

По словам Светланы Гончаровой, среди серьезных затратных составляющих у круизных операторов стоит также рост стоимости топлива: «Он совершенно непредсказуем. Мы начинаем продавать круизы минимум за 10 месяцев до их начала, а можем получить удорожание топлива до 40% прямо перед навигацией, когда у нас уже половина путевок продана. По закону о защите прав потребителей мы не имеем права вносить изменения в цену уже проданной путевки. Отсюда большие финансовые потери».

Руководитель комиссии РСТ по круизам, директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев подтвердил, что проблема модернизации судов стоит остро. В настоящий момент теплоходы готовят к очередному сезону навигации. Провести качественный ремонт транспорта без субсидий крайне затруднительно. Помочь в решении этой задачи могли бы кредитные средства с субсидированной ставкой рефинансирования. 

Также в числе факторов, способствующих развитию круизных направлений в разных регионах, Алексей Растегаев отметил проработку 3-4 дневных круизных программ, позволяющих туристам совершать не одно, а несколько путешествий в год. Еще одним фактором он назвал взаимодействие круизных компаний с авиа- и железнодорожными перевозчиками для создания совместных мультимодальных маршрутов. В 2026 году предстоит проанализировать, как различные перевозчики могут взаимодействовать между собой. Он также затронул вопросы транспортной безопасности при организации речных круизов.

«Нам надо найти способы снизить стоимость обеспечения транспортной безопасности на причалах. Согласно правилам, для допуска на них теплоходов вместимостью от 100 человек нужно сопровождение, охрана при высадке и посадке. Обучать наших сотрудников долго, затратно, а главное, неэффективно, потому что для них это непрофильная работа. Пробовали привлекать Росгвардию, что, на наш взгляд, более оправданно с точки зрения профессиональных навыков. Но, как выяснилось, это не допускается Водным кодексом. А проблема остается», - сказал он.

Светлана Гончарова отметила необходимость законодательного урегулирования самого понятия «круизный отдых», так как в отраслевом законе нет терминов «круизы», «каюты», «круизные туристы». Для этого нужно внести изменения в Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.

Кроме того, она рассказала о необходимости создания региональных фото и видео банков, цифрового контента и использования технологий дополненной реальности (AR) для развития инклюзивного туризма.

«В информационной подаче мы отстаем. Теплоход проходит мимо мест, где происходили важные для нашей страны исторические события и с помощью инструментов дополненной реальности мы можем все это показать прямо с борта теплохода», — подчеркнула Светлана Гончарова.

По итогам стратегической сессии формируется резолюция с предложениями по совершенствованию законодательства и мерам поддержки бизнеса. Ее дальнейшей проработкой займутся соответствующие структуры РСТ: комитет по транспорту, комиссия по авиаперевозкам, комиссия по железнодорожному транспорту, комиссия по автобусным перевозкам и комиссия по круизам.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях