Новости
08.04.2024

РСТ: туркомпании загрузили в систему электронных путевок более 500 тысяч проданных туров

Внесение данных обо всех проданных пакетных турах за рубеж в систему электронных путевок стало обязательным для туроператоров и турагентов с 15 ноября 2023 года. С этого момента в систему была загружена информация о более 500 тыс. проданных туров. Лишь один турист не нашел информации о своем туре и обратился с жалобой по этому поводу. Такие данные привел директор по взаимодействию с органами государственной власти оператора электронной путевки «Национальные туристические технологии» Давид Луарсабов в ходе обсуждения работы системы в Госдуме.

В конце марта президент РСТ направил депутату Госдумы Артему Прокофьеву перечень проблемных вопросов, связанных с функционированием системы электронных путевок. В заседании рабочей группы по совершенствование правового регулирования «Единой информационной системы электронных путевок» при Комитете по туризму и развитию туристической инфраструктуры приняли участие представители Госдумы, Российского союза туриндустрии (РСТ), АО «Национальные туристические технологии», Альянса туристических агентств.

По словам президента РСТ Ильи Уманского, турбизнес сейчас вынужден работать в законодательстве, которое создавалось под другие рыночные обстоятельства: «Закон 1996 года, по которому мы сейчас живем, четко привязывает турагента к туроператору, так как турагент работает от его имени и по его поручению. По сути, ответственность за него несет туроператор. Но мир изменился, и мы стоим на пороге переосмысления роли турагентства. Сейчас турагентство - новая форма самостоятельного участника отрасли, который работает не на стороне туроператора, а представляет интересы туриста, как сервис именно для туриста, а не для туроператора по продаже его продукта».

В итоге в правовом регулировании электронной путевки возникают коллизии, которые необходимо разрешить. Так, в случае заключения договора с туристом турагентство должно предоставить туроператору сведения о нем. Однако у туроператора нет реальной возможности проверить достоверность предоставляемых турагентом сведений, а за невнесение либо внесение недостоверных данных он может быть исключен из Единого федерального реестра, то есть не сможет продолжать свою деятельность.

Необходимо исключить ответственность туроператора в случае несвоевременной передачи или передачи недостоверных сведений в систему электронных путевок по причинам, которые зависят от агента, считают в РСТ.

По словам Уманского, ответственность турагента должна заключаться в трех функциях: первая – передача оплаты за путевку, вторая – передача достоверных данных о проданном туре, третья – предоставление туристу полной информации о направлении поездки и всех условиях тура.

Одновременно в РСТ указали на невозможность реализации в системе электронной путевки горящих туров день в день, а также туров по системе «Фортуна», когда туроператор при формировании турпакета не указывает конкретное место размещения туриста, а лишь гарантирует звездность гостиницы и населенный пункт ее расположения. Такой подход позволяет делать потребителям выгодные по цене предложения, а сами туристы, благодаря «фортуне», могут серьезно экономить на поездках.

Союз отметил также неопределенность в части заполнения графы «полномочия заказчика туристского продукта». В частности, разработчиком не определено, необходимо предоставлять только сведения о лицах, действующих от имени юридических лиц, либо обо всех лицах, в том числе и физических, которые приобретают турпродукт. На практике нередки случаи, когда один человек от своего имени приобретает путевку другому, например, в дар, это не запрещено законодательством и не подразумевает оформления особых документов.

Кроме того, РСТ предлагает при продаже выездных туров заносить в систему данные заграничного, а не внутреннего паспорта. Это обязательное требование оказывается дублирующим и значительно увеличивает трудозатраты туроператоров и турагентов. В смежных с туризмом отраслях экономики, например, авиации и на железной дороге продажа билетов по загранпаспорту широко распространена.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти оператора электронной путевки компании «Национальные туристические технологии» Давид Луарсабов согласен, что разграничение ответственности туроператоров и турагентств необходимо делать одновременно с электронной путевкой. Он также полагает, что включение всех сведений, которые РСТ считает избыточным, не нужно.

«Когда создавалась система, предполагалось, что она станет неким аналогом договора с туристом, сейчас нет такой необходимости. Нам важна аналитика – кто, куда и сколько отправляет туристов. Нам важно, чтобы турагентства и туроператоры вносили данные о путевке, а турист видел и понимал, что его путевка есть в системе, и он точно едет туда, в тот отель, куда запланировал, и за те деньги, которые заплатил», - заметил Луарсабов.

По его словам, в систему электронных путевок с 15 ноября 2023 года загружено более полумиллиона путевок.

«И нам поступила только одна жалоба от туриста, что его путевка не появилась в системе. Это значит, что туроператоры сейчас вполне добросовестно выполняют свои функции. Мы за год обкатаем систему и в начале 2025 года сможем проанализировать данные, сравнить их с отчетными сведениями операторов, с данными налоговой службы и сделать вывод по заполняемости электронной путевки», - сказал Луарсабов.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях