Комитет по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) РФ и аналитики разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса Bnovo провели совместное исследование, в котором выяснили, с какими проблемами сталкиваются компании-организаторы поездок для детей, какие меры поддержки от государства они хотели бы видеть, а также сколько в среднем стоит поездка для школьника от туроператора.
В опросе приняли участие руководители 200 туроператоров, предоставляющих услуги по детскому туризму из более чем 40 регионов РФ. Подавляющее большинство (87%) компаний респондентов занимаются культурно-познавательным туризмом, каждая четвертая компания оказывает услуги в сфере отдыха и оздоровления или обслуживает детские творческие коллективы.
Каким видом туризма в детском сегменте вы занимаетесь? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Варианты |
Проценты |
Культурно-познавательный |
87% |
Отдых и оздоровление (лагеря, санатории) |
26% |
Обслуживание творческих коллективов |
26% |
Обслуживание детских спортивных клубов |
12% |
Активный детский туризм (палаточные лагеря, походы и т.д.) |
11% |
Другое |
4% |
Стоимость однодневного тура для школьной группы более, чем у половины компаний-респондентов (54%) составляет от 1000 до 2000 рублей, еще у 30% - выше 2000 рублей. Однодневные туры стоимостью до 1000 рублей предлагают только 16% опрошенных.
Пожалуйста, укажите диапазон стоимости однодневного детского тура для школьных групп в вашей компании
Варианты |
Проценты |
от 1001 до 2000 рублей |
54% |
более 2000 рублей |
30% |
до 1000 рублей |
16% |
Двухдневные туры обойдутся от 5501 до 7500 рублей у половины компаний (47%), еще у 34% стоимость составит более 7500 рублей за человека, и у 19% компаний — до 5500 рублей.
Пожалуйста, укажите диапазон стоимости двухдневного детского тура для школьных групп в вашей компании
Варианты |
Проценты |
от 5501 до 7500 рублей |
47% |
более 7500 рублей |
34% |
до 5500 рублей |
19% |
Среди причин, которые по мнению участников опроса мешают развитию детского туризма, лидируют недостаточное взаимодействие между органами образования и туроператорами (63%), а также наличие недобросовестных и/или нелегальных участников рынка (49%). Немногим меньше (44%) отмечают зарегулированность сферы детского туризма.
Как вы считаете, что больше всего мешает росту и развитию детского туризма? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Варианты |
Проценты |
Отсутствие достаточного взаимодействия между органами образования и туроператорами |
63% |
Наличие недобросовестных и/или нелегальных участников рынка |
49% |
Зарегулированность сферы детского туризма |
44% |
Неосведомленность заказчиков (родителей, учителей) о правилах проведения Организованных экскурсий и туров для детей |
31% |
Нехватка профессиональных кадров |
24% |
Другое |
8% |
Практически три четверти респондентов (72%) считают, что детский туризм необходимо выделить в самостоятельный вид туризма. Каждый второй (54%) утверждает, что специализирующиеся на “детстве” туроператоры должны проходить сертификацию, еще 42% — что входить в ОКВЭД.
Часть из озвученных выше проблем может решить выделение туроператоров по детскому туризму в самостоятельный вид туризма, считают участники рынка. Так, 31% полагает, что такие меры позволят повысить безопасность услуг в сфере организованного детского туризма, 28% — что это очистит рынок от нелегальных и недобросовестных исполнителей.
Как вы думаете, какие проблемы позволит решить выделение туроператоров по детскому туризму в самостоятельный вид туризма?
Варианты |
Проценты |
Повышение безопасности услуг в сфере организованного детского туризма |
31% |
Очистка рынка от нелегальных и недобросовестных исполнителей |
28% |
Развитие профессиональных компетенций участников рынка детского туризма |
23% |
Повышение качества предоставляемых услуг |
15% |
Другое |
3% |
Лидер в рейтинге мер поддержки, которые бы хотели видеть туроператоры по детскому туризму — налоговые льготы (60%). Далее с небольшим отставанием идут отмена подключения к системе «Электронная путевка» для оформления детских групп (54%), и бесплатная сертификация (51%). Субсидии на обучение персонала (36%) — на четвертом месте по популярности у компаний-респондентов.
Как вы считаете, какие меры поддержки должны быть предусмотрены для туроператоров по детскому туризму? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
Варианты |
Проценты |
Налоговые льготы |
60% |
Отмена подключения к системе «Электронная путевка» для оформления детских групп |
54% |
Бесплатная сертификация |
51% |
Субсидии на обучение персонала |
36% |
Субсидии на заработную плату сотрудников |
19% |
Субсидии на аренду помещений |
15% |
Другое |
12% |
«Результаты проведенного исследования помогут нам привлечь внимание к тем проблемам в туристическом бизнесе, которые сегодня стоят перед всеми участниками рынка. Полученные цифры — наглядный объективный показатель актуальности этих проблем, которые Комитет по детскому и семейному туризму РСТ хотел бы решать совместно с представителями исполнительной и законодательной власти. Здесь я говорю, в частности, и о влиянии внедрения “Электронной путевки”, и о средней стоимости по стране детских туров различной продолжительности. Кроме того, опрос показывает, какие варианты поддержки считают эффективными сами туроператоры по детскому туризму», - прокомментировала итоги опроса член рабочей группы по развитию детского туризма при Государственной Думе, руководитель Комитета по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Олеся Калачева.