Новости
18.10.2023

РСТ: внедрению самозаселения в отели мешает правовая неопределенность и угроза штрафов

Глава Минэкономразвития Максим Решетников поддержал инициативу туротрасли о внедрении автоматизированной системы бесконтактного заселения в гостиницы. Выступая на отраслевой конференции в Москве, он отметил, что это позволит гостям самостоятельно регистрироваться в отеле в любое удобное для них время без очередей и длительного ожидания. В Российском союзе туриндустрии также поддерживают инициативу, но считают, что внедрять систему мешает правовая неопределенность.

Самозаселение – не новость для российского гостиничного рынка. В том или ином объеме оно существовало и раньше, но особенно оказалось востребовано во время пандемии, потому что у гостей был запрос на безопасность и сокращение контактов с людьми. К тому же оно облегчает работу – автоматизирует заселение и выселение гостей, освобождает от лишних действий, экономит время и деньги. Есть, правда, и минусы, чувствительные для небольшого отеля – нет коммуникации с постояльцами, трудно определить целевого гостя.

Генеральный директор управляющей компании Atelika Hotel Group Алексей Высоканов полагает, что больше всего в автоматизации заселения заинтересованы крупные отели.

«Никто не собирается отказываться от ресепшн вообще. В большинстве гостиниц персональное обслуживание остается очень важным моментом. Но самозаселение позволит предоставить гостям альтернативный вариант регистрации, они смогут выбрать наиболее удобный. Нам нужно сократить большие очереди, время ожидания при заселении или выезде. Когда в отель заезжает одновременно 100-200 человек, невозможно всех оформить быстро. Самостоятельное заселение сняло бы эту проблему, уменьшило нагрузку на персонал и облегчило жизнь самим туристам», - подчеркивает эксперт.

Заместитель председателя Госкомитета Татарстана по туризму Гульнара Сафина называет самозаселение «давней мечтой отельеров».

«Но это всегда упиралось в юридические моменты, прежде всего, при оформлении миграционных документов. Мы первым делом в отелях обучаем менеджеров не сервису, а умению правильно заполнять документы для регистрации постояльца. Целый штат сидит и выверяет «буковки», потому что цена ошибки очень высока. А в случае автоматизации самому туристу придется фотографировать все страницы своего паспорта. Если недостаточно освещения, не тот наклон, все будет нечитаемое. А кто в ответе? Идея самозаселения очень хорошая, но надо снять лишнюю ответственность с отелей. Возможно, проводить процедуру через портал госуслуг», - пояснила эксперт.

Глава компании «Звезды отелям» Лилия Биткулова подтверждает: «Отельеры – за, если будет решен вопрос ответственности. Их волнует не только то, как будет проходить процесс подачи документов постояльцев в МВД, но и кто, например, ответит за поломку в номере, если гость уже выехал. Ясно, что, прорабатывая эту инициативу, регулятору надо привлекать гостиничное сообщество, чтобы увидеть подводные камни».

Технологии, используемые для системы самозаселения в отелях, варьируются в зависимости от уровня автоматизации в конкретном отеле. Это могут быть киоски регистрации, мобильные приложения, автоматические терминалы для получения ключей и т.д.

«У нас много запросов на такое технологическое решение от отелей по всей стране. Мы сейчас как раз его дорабатываем и сможем предложить рынку в ближайшее время», - подчеркивает исполнительный директор платформы для управления отелями Travelline Александр Дудин.

Глава юридической службы Российского союза туриндустрии (РСТ) Николай Литаренко подчеркивает, что внедрение системы самостоятельного заселения невозможно без изменения гостиничных правил и введения МВД электронной верификации документов.

«Мы поддерживаем идею автоматизации заселения, но в рамках межведомственного взаимодействия надо четко прописать, что можно, а чего нельзя. Соответствующий пункт должен появиться в гостиничных правилах, а МВД должно предусмотреть возможность электронной верификации документов. Вопрос сложный, но решаемый», - говорит юрист.

По его словам, главное препятствие в том, что на гостиницы возложена обязанность по регистрации и миграционному учету постояльцев, и ошибки в их оформлении чреваты штрафами, которые в Москве и Петербурге достигают 800 тыс. рублей, а в регионах – 500 тыс.

«Получается, что гостиницы сэкономят 30-40 тыс. на автоматизации, но рискуют попасть под штрафы. Понятно, что крупные отели и сети не рвутся автоматизировать заселение, пока нет юридических гарантий», - отмечает Литаренко.

Источник:
Новости туризма
Новости

Поделиться в соц. сетях